Цель: развитие познавательной  сферы  и  обогащение  сенсорного  опыта  детей  
раннего возраста  в  процессе экспериментирования  с  водой.

Задачи:

Обучающие:

1.Формировать  знания   детей  о  назначении  воды  в  жизни  человека: «пьют»,
«умываются», «стирают», «моют», ее  свойствах «льется», «стекает», и  качествах: «холодная», «теплая». (П)

2. Закреплять знания  детей  о  сенсорных  эталонах, умение  различать  цвета  «синий», «красный», «жёлтый»,
«зелёный»  через  обследование  мячей. (П)

3. Познакомить детей с нетрадиционной техникой  изобразительной  деятельности – путем  примакивания  
мокрого  пальца  к  листу. (ХТ)

4. Обогащать словарь детей  за  счет  слов, обозначающих  признаки  предметов «резиновый», «пластмассовый»,
«металлический». (К)

5.  Вводить  в  активный  словарь  детей  слова, обозначающие  качества предметов  - « твердый», «мягкий»,
«легкий», «тяжелый»  и  свойства – «тонет»,  « не  тонет», «плавает». (К)

 

Развивающие:

1.Развивать  практические  навыки  экспериментирования  с  предметами  и  умение  делать  элементарные выводы. (П, К)

2. Продолжать  развивать  наблюдательность, познавательную  мотивацию  малышей  и  любознательность. (С, П)

3. Способствовать  развитию  тактильного  восприятия  и  мелкой  моторики  рук  при  обследовании  предметов. (П, К)

4. Активизировать  воображение  в  процессе  подвижной  игры. (ФК)

 

Воспитательные:

1. Создать  радостное  настроение, способствующее  эмоциональному  сближению  детей  и  взрослого. (С,К)

2.  Вызвать  желание  принимать  участие  в  совместной  исследовательской  и  игровой  деятельности. (С)

3. Воспитывать  аккуратность  при  работе  с  водой. (Т)

 

Материал: 2 таза (синий, зеленый), лейка, полотенце, влажные салфетки, пальчиковая гуашь синего цвета,
облако вырезанное из ватмана, мячи пластмассовые и резиновые разного  цвета  по количеству детей,
металлическая ложка, чашки с водой, ноутбук, слайды  «Вода», «Дети  умываются, моют  руки, пьют  воду».

 

Ход занятия:

- Ребята посмотрите, что  льется  в  стакан?  (показ  слайда)

- Вода.

- Для чего нужна вода, что с ней делают? – Воду пьют, ею умываются, моют руки (показ  слайдов).

- А ещё как используют воду? ( Воспитатель берёт лейку, набирает в неё воду и поливает цветок).

- Что я сделала? – ответы детей.

- А если стол станет грязным, что мы сделаем? – Помоем его водой.

- А  если испачкается наша  одежда, что сделает мама? – Постирает  ее  в  воде.

- Вот как помогает нам вода.

- Потрогайте воду. Какая вода в синем тазу? – Холодная.

- А в зеленом  тазу? – Тёплая.

- Посмотрите, как льётся вода. ( Воспитатель зачерпывает воду ладонями, выливает её обратно в таз).

- Если опустить руки в воду, а потом поднять, то вода будет стекать с ваших пальцев. Кап – кап.
( Дети опускают руки в воду, медленно поднимают их, наблюдая за каплями).

- На что это похоже? – На дождик.

- Вытрите руки салфетками, и мы поиграем в дождик (напоминает, что полотенце  нужно  
расправить  и  вытирать  руки   насухо, каждый  пальчик)

 

Дождик, дождик, кап-кап-кап,

( Поднимают руки вверх.)

Мокрые дорожки.

( Медленно через стороны опускают руки.)

Всё равно пойдём гулять,

(Шагают на месте.)

Наденем сапожки.

( Поочерёдно выставляют вперёд ноги.)

- Какой весёлый дождик! Ребята, вы хотите нарисовать дождик? Давайте его нарисуем.

Дети подходят к столу, на котором приготовлены материалы для изобразительной деятельности. 

- Кисточек  нет, как  же  мы  будем  рисовать? (Пальчиками).

Используя приём примакивания, пальцами рисуют капли дождя на облаке.
По окончании работы вытирают руки   влажными  салфетками  и подходят к столу с  мячами.

Воспитатель показывает пластмассовые мячи.

- Скажите, что это такое? – Мячи.

- Какого цвета этот мяч? – Синего.

- А этот мяч какой? – Красный.

- А этот мяч…полосатый, на нём полоски белые и розовые.

- Попробуйте мяч смять в руке?

- Получается? – Нет.

- Почему не получается? – Потому, что мяч твёрдый, пластмассовый.

- А если мы постучим по столу. Какой звук мы услышим? – Громкий.

Мячи твёрдые.  Они пластмассовые.

Воспитатель показывает резиновые мячи. Предлагает взять любой мяч.

Спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета у него мяч.

- Сожмите мяч в руке. Получается? 

- Мяч мягкий, резиновый.

- Какой звук мы услышим, если постучим резиновым мячом по столу? – Тихий.

- А как вы думаете, что будет с мячами, если мы их опустим в воду? Они утонут или будут плавать?

Дети бросают мячи в таз с водой.

- Мячи плавают в воде, не тонут.

- Как вы думаете, почему мячи не утонули? – Они лёгкие, пластмассовые и резиновые.

Воспитатель показывает металлическую ложку.

- Что это? – Ложка.

- Сейчас я положу ложку в воду, и мы посмотрим, что с ней случится.

- Она утонула.

- Почему она утонула? – Ложка тяжёлая, металлическая.

- А мячики лёгкие. Они … (резиновые и пластмассовые). Они не тонут. 

 

Хотите поиграть с мячиками. ( Воспитатель предлагает детям положить в тазы мячи и попытаться опустить их в воду).

Дети выполняют задание. 

Проводится игра « Мячи в воде».

- Вы превратились   в мячи и плаваете в воде, как  я. (Дети ставят руки на пояс, произвольно
двигаются по группе, медленно кружатся). На мячи нажали рукой и опустили их на дно. ( Кладут руку на голову и приседают).
А теперь руку отпустили, и мячи выпрыгнули из воды. ( Ставят руки на пояс, подпрыгивают,
снова передвигаются по группе). Игра проводиться 2-3 раза.

 

- Ребята, сегодня  мы  узнали, что вода  бывает теплая  и  холодная,  она  льется  и  помогает  нам…
(умываться, мыть руки, поливать  цветы и т.д.). 

Желающим  детям предлагается  попить.

 

 

Предполагаемый  результат: 

положительная  динамика  в  освоении  сенсорных  эталонов;

высокий  уровень  сформированности  простейших  причинно- следственных  связей  в  неживой  природе;

увеличение  активного  словаря  детей  за  счет  слов, обозначающих  признаки, свойства  и  качества  предметов.